Молекулярно-генетическая диагностика первичных иммунодефицитных состояний (ПИДС)
Руководители проекта:
А.Ю. Щербина – заместитель директора Института гематологии, иммунологии и клеточных технологий НМИЦ ДГОИ им. Дмитрия Рогачева, д.м.н., профессор
М.А. Масчан – директор Высшей школы молекулярной и экспериментальной медицины НМИЦ ДГОИ им. Дмитрия Рогачева, д.м.н., профессор
Почему этот проект важен?
Первичные иммунодефицитные состояния (ПИДС) — это большая группа врожденных заболеваний с дефектами звеньев иммунитета и тяжелыми, подчас смертельными проявлениями. В отличие от СПИДа, при котором нарушения иммунитета происходит вследствие ВИЧ инфекции, первичные имммунодефициты обусловлены генетическими поломками, которые возникают у детей или взрослых случайным образом. К проявлениям ПИД относятся тяжелые инфекции, плохо отвечающие на лечение аутоиммунные и онкологические заболевания, нередко проявляющиеся уже с самого раннего возраста.
При своевременной постановке диагноза излечение с помощью трасплантации стволовых клеток или нормальное качество жизни при лечении внутривенными иммуноглобулинами достижимо у 90% пациентов. Однако в РФ отмечается как выраженная гиподиагностика ПИДС — выявляемость в 10 раз ниже, чем в Европе- так и значительное запаздывание постановки диагноза, которое в среднем составляет 4,5 года, а в некоторых случаях достигает 15 лет. При этом треть пациентов с ПИДС умирает уже на первом году жизни, и половина не доживает до 5 лет. Эта удручающая статистика получена на основании данных Российского регистра ПИДС, созданного центром им. Димы Рогачева совместно с иммунологами ведущих федеральных центров. Именно поэтому так важен своевременно поставленный диагноз.
Методы молекулярно-генетической диагностики, в сочетании с подтверждающими функциональными методами исследования — это точные и быстрые способы постановки диагноза ПИДС, применение которых позволит уменьшить смертность детей с ПИДС в РФ. Кроме того, информация о генетических дефектах, ведущих к ПИД, позволить расширить наши знания о работе иммунной системы и использовать более эфективные и безопасные, «таргетные» способы лечения осложнений ПИДС, направленные на сам механизм заболевания.
Чтобы повысить настороженность врачей различных специальностей в отношении ПИДС, сотрудники нашего центра в течение последних лет проводят образовательные мероприятия в регионах РФ, что дает свои результаты: за последние годы количесто пацииентов, направляемых в наш центр с подозрением на ПИДС, значительно возросло. Для ускорения постановки диагноза мы проводим генетическое исследование образцов крови пациента, которые из регионов доставляются в лаборатории центра. При подтверждении диагноза безотлагательное лечение начинается уже по месту жительства, и продолжается рпи необходимости в центре им. Димы Рогачева.
Что мы хотим сделать?
Наша цель: улучшить раннюю диагностику, и, как следствие, выживаемость и качество жизни пациентов с ПИД в РФ за счет обеспечения точной и своевременной диагностики с применением современных генетических методов. Для этого нужно:
- Увеличить частоту выявляемости ПИД в РФ
- Уменьшить время до постановки диагноза ПИД и уточнения его вида
- Уменьшить смертность у детей с ПИД первых 5 лет жизни (за счет более ранней диагностики ПИД и своевременно начатого лечения)
- Описать новые генетические дефекты, приводящие к ПИД в России
- Подобрать новые методы лечения, основанные на знании генетических основ заболевания
Продолжительность проекта: 2019 — 2024 гг.
Чего нам удалось достичь?
Нами налажена логистика и транспортировка образцов из регионов РФ, и проведено исследование первых 153 образцов. За первые полгода проекта была создана обновленная генетическая панель, которая с помощью ультрасовременного метода секвенирования нового поколения позволяет исследовать более 350 генов ПИД, известных к лету 2019 г. При этом одновременно можно исследовать образцы множества пациентов. Такой подход к генетическому обследованию позволяет ускорить диагностику ПИДС. Кроме того, исследования сразу множества генов имеет преимущество в случаях нетипичного течения заболевания или у самых маленьких пациентов, у которых картина болезни только разворачивается.