Макар
Макару 13 лет. Он любит математику, играть в игры, а познает мир кончиками пальцев: в 2017 году из-за опухоли головного мозга пропало зрение. После основного лечения у Макара было два рецидива, но сейчас он на динамическом наблюдении и дважды в год проходит реабилитацию. В летний приезд в «Русское поле» Макар стал участником уникальной реабилитационной программы, которая стала возможна благодаря поддержке проекта «Мир на кончике пальцев» Фондом президентских грантов.
«Макар познакомился с собаками, нам дали их пощупать: собаки смирные, дались сами. Мы прогулялись с ними в холле. Мой сын может пощупать собаку: тактильно понять, какие у неё уши, хвост, лапы, когти, шерсть, как наглядное пособие для изучения, чтобы понимать. Глазами он не видит собаку, незрячий ребёнок, но он может её «увидеть» руками. Несомненно, в этом есть плюс: научиться понимать животное. Хоть сын у меня не собачник - он больше кошек любит, он спокойно к этому отнесся. Собака не огрызается, не убегает, реагирует на команды. Может дать и заднюю лапу потрогать, и хвост «перебирать», то есть воспитание у собак очень позитивное. От животных есть некая отдача.
Такие занятия – очень хорошая идея, особенно для незрячих с раннего возраста детей. Надо понимать, что дети, которые находятся на лечении, изолированы в пространстве, меньше общаются со сверстниками, и собака здесь выступает для них как отдушина. Тем более, эти собаки отлично воспитаны, заточены под такие мероприятия, что любой их может потискать, потрогать, пообниматься с ними. Это очень здорово», — поделился папа Макара, Максим Гладких.
День рождение у Макара в августе. 1 сентября он пошел в пятый класс школы № 1 в Москве для слепых детей.
«Макар помнит, как выглядят улицы, помнит цвета. Можно сказать, что Макар почти не видит. У него не тотальная слепота, у него атрофия зрительного нерва, выпадение полей зрения, объектное зрение, цветопередача нарушена, то есть он может увидеть световые проёмы, предметы, препятствия в виде общих объектов.
Все дети после лечения онкологических заболеваний направляются в реабилитационные центры. Так мы и попали в «Русское поле». Наша реабилитация сводится к опорно-двигательным занятиям для устойчивости, учитывая постоперационный тремор в ноге и в руке. Занимаемся дома, посещаем бассейн, занимаемся ЛФК, адаптивной физкультурой, ездим в реабилитационные центры. В центрах специалисты смотрят, на что нужно сделать упор и отрабатывают. А мы стараемся это дома повторять, закреплять успех.
В этом заезде мы познакомились с известным тифлопедагогом Венерой Закировной Денискиной. Мы подгадывали так, чтобы попасть в центр именно тогда, когда она будет там. Она дала советы, как должны вести себя родители незрячих детей», — рассказал Максим.
Максим рассказал, что сам сделал для сына игральную колоду, набив Брайлем обозначения карт. Также он вырезал лобзиком тактильные крестики-нолики для игр.
«У Макара одна мечта: чтобы вернулось зрение. А из более достижимых... он разносторонне развит. Можно сказать, в поиске. У него больше инженерный склад ума, чем творческий. Он любит математику. Может быть, массажистом станет: у него очень чувствительные руки. Если у меня зажим в спине, то Макар с легкостью находит пальцами мышечный зажим», — рассказал о сыне Максим.
Занятия канистерапией с собаками- лабрадорами Дар и Брауни под руководством психолога Елены Лихомановой и известным тифлопедагогом, профессором Венерой Закировной Денискиной в реабилитационном центре «Русское поле» стали возможны благодаря проекту фонда «Наука-детям» «Мир на кончике пальцев», который поддерживает Фонд президентских грантов.
Исследовательский проект:
Мир на кончике пальцев (проект в рамках президентского гранта)